- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и содержание современной денежно-кредитной политики государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011542 |
Тема: | Понятие и содержание современной денежно-кредитной политики государства |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования и реализации денежно-кредитной политики в Российской Федерации 5 1.1 Понятие и содержание современной денежно-кредитной политики государства 5 1.2 Роль Центрального банка Российской Федерации в реализации денежно-кредитной политики 16 1.3 Механизмы реализации денежно-кредитной политики в России 27 Глава 2. Анализ и оценка эффективности реализации денежно-кредитной политики в России 39 2.1 Анализ показателей развития банковского сектора 39 2.2 Оценка эффективности деятельности ЦБ РФ при реализации денежно-кредитной политики государства 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 48 ВВЕДЕНИЕ Одним из необходимых условий эффективного развития экономики любого государства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика является составной частью макроэкономической политики государства, которое представляет собой, прежде всего, основу развития и надежного функционирования как банковской системы, так и экономики в целом. Денежно-кредитная политика являет собой крайне действенный инструмент воздействия на экономику страны: введение определенных ограничений экономической свободы субъектов рынка имеют лишь косвенное влияние на принимаемые ими ключевые решения. Денежно-кредитная политика – это очень сильный инструмент, в этой связи, только продуманные и взвешенные решения, принимаемые государством, могут привести к положительным результатам. Денежно-кредитная политика Российской Федерации представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Денежно-кредитная политика страны является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики и оказывает серьезное влияние на экономическое развитие. В условиях современных условиях экономического и политического развития Российской Федерации выбор адекватного курса денежно-кредитной политики, целевого определения развития и воспроизводства экономики имеют исключительное значение. В сложившихся условиях, такие жизненно важные составляющие развития рыночной экономики, как кредитование экономики, денежное обращение и инструменты регулирования устойчивости национальной валюты требуют особо пристального внимания. В этой связи именно эффективное формирование и реализация денежно-кредитной политики страны должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране. Методологической основой исследования в выпускной квалификационной работе послужили как общенаучные методы познания (диалектический, сочетание исторического и логического единства, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы оценки показателей эффективности денежно-кредитной политики. Глава 1. Теоретические аспекты формирования и реализации денежно-кредитной политики в Российской Федерации 1.1 Понятие и содержание современной денежно-кредитной политики государства Денежно-кредитная политика ? это важнейшее направление экономической политики государства, независимо от уровня его экономического развития, поскольку основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Наиболее общим представлением о денежно-кредитной политике является представление «как о системе мер, разработанных государством в лице центрального банка, применяемых в монетарном секторе экономики и направленных на достижение конечных целей макроэкономической политики, как при содействии иных ведомств, так и без них». [Зеленская, с. 120] Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. [ершов] Следует отметить, что наиболее часто в современной экономической теории денежно-кредитная политика определяется, как политика Центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Так, в соответствии с комментариями к Федеральному закону от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» под денежно-кредитной политикой понимается «составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства». [комментарии] Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А., Стародубцева Е. Б. в своем определении денежно-кредитной политики ставят акцент на том, что это курс государства в денежно-кредитной сфере и специальные меры, направленные на поддержание эффективного уровня экономического развития страны. Термин денежно-кредитная политика дефинируется ими как «проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы». [лозовский] Похожее определение предлагает в своих работах и Шульгин А. С.: «государственная политика, направленная на достижение долгосрочных и краткосрочных целей развития экономики посредством регулирования денежной и кредитной сферы, осуществляемая центральным банком». [шульгин] Такие авторы, как Садков В. Г., Овчинникова О. П. и ряд других, под денежно-кредитной политика понимают «совокупность мероприятий государства в лице Банка России, направленных на разработку и реализацию стратегии по обеспечению целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов». [садков] Существует мнение, что наиболее точную формулировка предложил в своих работах Симановский А. Ю. В его понимании денежно-кредитная политика – это «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». [Симановский] Зверьков А. И. определяет денежно-кредитную политику как «совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на обеспечение стабильности денег, а также воздействующих на воспроизводственный процесс с целью регулирования темпов экономического роста, уровня занятости и создания доверия на рынке».[ххх] Жуковым Е. Ф. под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мер государства, направленных «на расширение или сужение ликвидных средств и объёма кредитования банков и других учреждений». [жуков] Многие авторы, в том числе и Звонова Е. А., рассматривают понятие денежно-кредитной политики с точки зрения мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных посредством специальных инструментов на поддержание эффективного уровня экономики в стране. Иными словами, под денежно-кредитной политикой ими понимается система «мер и методов целенаправленного воздействия на объём и структуру денежной массы, доступность кредита и валютный курс с помощью определённого набора инструментов в целях регулирования экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и выравнивания платёжного баланса». [звонова] Российские исследователи Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. определяют денежно-кредитную политику как «совокупность разработанных Центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране, … с помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей». [фетисов, С. 126] Т. е. с их точки зрения, денежно-кредитная политика, это, прежде всего, комплекс мер Центрального банка в области денежного обращения и кредита, направленных на решение важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой любого государства. Такие авторы, как Гринкевич Л. С., Счастная Т. В., Сагайдачная Н. К., Казаков В. В. И пр., трактуют денежно-кредитную политику государства с позиции того, что это составная часть государственной политики в области денежного обращения и кредита и одновременно комплекс мер Центрального банка, направленных на поддержание эффективного уровня экономики в стране. По их мнению, денежно-кредитная политика – это «политика Центрального банка, являющаяся составной частью государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов». [Гринкевич, с. 594] В зарубежной литературе денежно-кредитную политику трактуют в широком смысле, как непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении, и в узком – как политику, обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенции, изменения уровня учетной ставки и иных инструментов, которые оказывают влияние на состояние национальной денежной единицы. При этом Э.Дж. Долан считает, что денежно-кредитная политика, это «правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении». А Бр. Батлер понимает под ней инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу». [беспалова, С. 180] Следовательно, эти ученые делают акцент на том, что денежно-кредитная политика – это, в первую очередь, меры и инструменты правительства государства для поддержания эффективной экономики. Таким образом, синтезировав все приведенное выше, можно сделать вывод о том, на данный момент не существует единообразия в определении и подходам к определению термина «денежно-кредитная политика». Несмотря на множество, достаточно схожих точек зрения, единая универсальная формулировка для данного термина на сегодняшний день отсутствует. В качестве наиболее полного определения денежно-кредитной политики можно выделить то, что она представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов [зеленская, с. 121]. Говоря о денежно-кредитной политике государства, необходимо отметить, что основополагающей ее целью является «помощь» экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. [ершов] Иными слова, главной целью денежно-кредитной политики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста, посредством регулирования денежного оборота. [фетисов] Схематично цели денежно-кредитной политики проиллюстрированы на рисунке 1. Рисунок 1 ? Цели денежно-кредитной политики государства Итак, стратегические цели денежно-кредитной политики направлены на конкретизацию основных установок правительства страны в долгосрочной перспективе. К таким целям, как показано на рисунке 1 относятся: * достижение полной занятости (процент безработицы); * равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП); * внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс) * стабилизация уровня цен (процент инфляции). Тактические цели способствуют достижению общей цели денежно-кредитной политики государства и зависят от конкретных условий рыночной конъюнктуры. [Селищев] Для достижения конечных целей органами денежно-кредитного регулирования Центральным банком используются промежуточные целевые ориентиры или промежуточные цели. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка, которые позволяют отслеживать общие макроэкономические тенденции. Промежуточные цели дополняют конечные и конкретизируют их. Особенностью таких текущих целей является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может быть доказана их эффективность. В качестве текущих целей можно выделить следующие: * регулирование количества денег в обороте через регулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование); * регулирование курса национальной валюты (таргетиробание валютного курса); * достижение установленных ориентиров по инфляции (таргетирование инфляции) и т.п. При выборе промежуточных (текущих) целей, по мнению ряда экспертов (Содикова С. Ш., Хандруев А. А. и т.д.), необходимо руководствоваться некоторыми критериями, а именно: * тесная взаимосвязь с конечными целями; * возможность четкого количественного выражения; * легкость осуществления контроля и оперативного влияния со стороны Центрального банка. [содикова, с. 84-85] Далее рассмотрим основные виды денежно-кредитной политики государства в современных условиях. Такие авторы, как Лаврушин О. И., Ершов Н. С., Розанова Н. М., делят денежно-кредитную политику на рестриктивную (кредитное ограничение) и экспансионистскую (кредитная эмиссия) политики (рисунок 2). [лаврушин] Рисунок 2 ? Сравнительная характеристика видов денежно-кредитной политики государства Рестриктивная денежно-кредитная политика государства направлена на: * снижение деловой активности в периоды экономического подъема; * сдерживание инфляционных процессов; * ограничение денежно-кредитной эмиссии. По своей сути, кредитная рестрикция (ограничение) применяется в момент экономического роста в целях предотвращения в дальнейшем экономического перепроизводства и борьбы с инфляцией. Данная политика включает в себя комплекс мер по сдерживанию денежного обращения в стране. В экономической теории такая политика также называется политикой «дорогих денег», поскольку при проведении такой политики центральный (эмиссионный) банк, прежде всего, увеличивает процентные ставки. [фетисов] Увеличение центральным банком учетной процентной ставки ведет к сокращению объема заимствований кредитными банками, а также к повышению ставок по кредитам хозяйствующим субъектам и населению. Кроме того, при политике кредитного ограничения центральный банк начинает активную продажу государственных ценных бумаг, что обуславливает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Также повышается обязательная норма банковского резервирования, что приводит к снижению денежного мультипликатора и ограничению роста денежной массы, соответственно, достигается главная цель такой политики. Следует отметить, основные «плюсы» и «минусы» проведения центральным банком политики кредитной рестрикции. С одной стороны, при проведении такой политики «выживает сильнейший», т.е. происходит ранжирование хозяйствующих субъектов по степени эффективности их деятельности. С другой стороны, увеличение уровня процентной ставки центральной банка неизменно ведет к росту издержек производства, в связи с удорожанием обслуживания банковских кредитов, а также к снижению устойчивости банковской системы в стране. Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежной массы, кредитных отношений и стимулирование денежно-кредитной эмиссии, называется кредитной экспансией или политикой «дешевых денег». Такая политика имеет место быть при спаде производства в периоды экономических кризисов или при застое, а также при росте безработицы в стране. Так называемая политика «дешевых денег» направлена на: * снижение процентных ставок; * стимулирование внутреннего спроса и производства, а также роста уровня занятости населения; * обеспечение стабильности банковской системы. В качестве положительных моментов политики кредитной экспансии эксперты выделяют: минимизацию темпов спада производства и темпов роста безработицы. Однако последствиями политики кредитной экспансии может стать угроза девальвации национальной валюты, застой структурных диспропорций производства, ускорение темпов роста инфляции. В экономической теории принято делить методы денежно-кредитной политики на прямые и косвенные, однако в современных условиях все чаще встречается и более детальная классификация (рисунок 3). Как видно из рисунка 3, селективные и общие методы денежно-кредитной политики, по сути своей являются частной производной от прямых (административных) и косвенных (экономических) методов, соответственно. Так, селективные методы денежно-кредитной политики посредством директив Центрального банка регулируют определенные виды кредитов и в определенных конкретных случаях. В качестве селективных методов могут выступать: * ограничение выдачи ссуд некоторыми банками; * ограничение выдачи отдельных видов ссуд банками; Рисунок 3 ? Методы денежно-кредитной политики государства * рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. [соколова, ] По сути, используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект, с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Косвенные методы регулирования кредитно-денежной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Таким образом, денежно-кредитная политика ? это совокупность централизованно разработанных государством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений, направленных на: * укрепление устойчивости национальной валюты; * борьбу с инфляцией; * воздействие на воспроизводственные процессы через денежный оборот. 1.2 Роль Центрального банка Российской Федерации в реализации денежно-кредитной политики Роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы любого государства выполняет Центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк является финансовым институтом, относящимся к сфере экономических отношений и к категории экономических явлений. [беспалова, с. 51] Особый статус и специфика деятельности центральных банков формировались исторически и обусловлены многими факторами. В первую очередь, это связано с исключительной ролью центральных банков в формировании и функционировании современных денежных систем. [науменко, с. 168] Главной задачей Центрального (эмиссионного) банка является поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение гибкой системы платежей и расчетов. При этом все Центральные банки во всех странах мира оказывают решающее воздействие на размеры и динамику денежной массы, в силу того, что и изменение количества денежного обращения напрямую влияет на величину процентных ставок, валютный курс, уровень цен и объем промышленного производства. [горюнова, с. 39] При этом основной задачей при разработке и реализации центральным банком денежно-кредитной политики является обеспечение максимально возможного равновесия денежного рынка, иными словами, поддержание баланса между количеством денег в обращении и потребностью в них. [науменко, с. 170] Таким образом, Центральный банк оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие государства. Центральный банк Российской Федерации является органом государственного регулирования экономики, организационно-правовой статус которого установлен Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редак. от 07.03.2018 № 53-ФЗ). Деятельность Центрального Банка РФ имеет огромное значение, прежде всего, для стабилизации экономики. От проводимой ЦБ РФ политики напрямую зависит сохранение и поддержание устойчивости финансовой системы России в целом. [тимофеев, с. 49] Главной задачей Центрального банка РФ является снижение инфляции, но до некоторого уровня. По мнению многих экспертов и аналитиков, инфляция в определенном размере представляется необходимой, поскольку чрезмерное ее сжатие негативно и опасно скажется на развитии реального сектора экономики. [савина, с. 6] Центральный банк осуществляет ряд функций, зависящих от поставленных перед ним целей, как регулятором кредитно-банковской системы и эмиссионным центром государства. Анализ литературы, посвященной вопросам деятельности и развития Банка России, позволил выявить различные взгляды и классификации функций Центробанка, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России «во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику». Действующее законодательство Российской Федерации наделяет Центральный банк РФ следующими функциями: * разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; * монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; * кредитор последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования * установление правил расчетов в Российской Федерации * обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; * эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; * принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций, приостановки их действия и их отзыва; * надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; * регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; * осуществление самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; * организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; * определение порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; * анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикация соответствующих материалов и статистических данных; * и некоторые другие. [закон, ст. 4] По мнению Лаврушина О. И., Симогук С. Н. и других, многообразие функций центрального банка по направленности в современной экономической литературе следует делить на: * регулирующую. К данной функции относят деятельность центрального банка по управлению денежной массой в обращении, совокупным оборотом денег, проведению денежно-кредитной политики государства; * контролирующую. Контролирующая функция – это контроль и надзор за кредитной системой страны; * обслуживающую. Данная функция подразумевает, что центральный банк выполняет роль финансового агента правительства страны и информационно-аналитического центра. [симогук, с.10] Некоторые авторы, такие как, Белоглазова Г. Н., Пономарева С. П., Лаптев А. В., выделяют и другие функции центрального банка: * эмиссионную; * функцию управления золотовалютными резервами; * внешнеэкономическую; * функцию денежно-кредитного регулирования – регулирующую и т.д. [белоглазова, с. 226] Тютюнник А. В. И Турбанов А. В. Выделяют всего 5 основных групп функций Банка России: * организация денежного обращения; * поддержание устойчивости национальной валюты; * осуществление денежно-кредитного регулирования экономики; * осуществление банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков; * организации функционирования расчетной системы. [] В своем исследовании Фетисов Г. Г. придерживается, в большинстве своем, формулировок Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но объединяет их по основным классификационным группам: * функция денежно-кредитного регулирования; * функция нормативного регулирования; * операционная функция; * информационно-аналитическая функция; * надзорная и контрольная функция. [фетисов, с.] Стародубцева Е.В. выделяет 8 основных, не объединенных каким-либо классификационным признаком: * эмиссия денег; * аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений; * хранение официальных золотовалютных резервов; * кредитование коммерческих банков; * предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для Правительства РФ; * осуществление расчетов и переводных операций; * денежно-кредитное регулирование экономики; * контроль за деятельностью кредитных учреждений. [] Функции Центрального Банка РФ, согласно Жукову Е. Ф. и Эриашвили Н. Д., можно сгруппировать в пять основных групп, которые в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран: * монопольная эмиссия банкнот; * функция банка банков; * функция правительственного банкира; * денежно-кредитное регулирование; * внешнеэкономическая функция. [] Исходя из приведенных выше классификаций, можно сделать вывод о том, что в качестве основной функции Центрального банка РФ большинство авторов называет эмиссию денег. Кроме того, большинство авторов сходятся во мнении, что Центробанк – это ключевое звено денежно-кредитного регулирования [гордиенов, с.28] Поскольку, выполняя регулирующую функцию, Центральный банк, прежде всего, влияет на финансовые условия национальной экономики и совокупный денежный оборот. Ни контролирующая, ни обслуживающая функции не предполагают прямого вмешательства в экономические процессы, а лишь наделяют Центральный банк определенными полномочиями. [симогук, с. 11] Деятельность Банка России, по сути, нацелена на поддержку стабильности рубля и снижение инфляции, не учитывая стимулирование экономического роста и занятости населения. Текущий функционал Центрального банка Российской Федерации представлен на рисунке 4. Особое внимание хотелось бы уделить функции валютного регулирования, поскольку регулирование и контроль национального валютного рынка очень важны для стабилизации экономики государства. В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редак. от 07.03.2018 № 53-ФЗ) органом валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Центральный банк РФ, который осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, Центробанк несет ответственность за проведение валютной политики, включающей в себя: Рисунок 4 – Базовые и дополнительные функции Банка России [горюнова, с. 43] * определение режима валютного курса (плавающий, фиксированный); * управление международными резервами; * валютное регулирование, включая контроль над международным движением капитала; * сотрудничество с международными финансовыми организациями и международные валютные отношения. Следует отметить, что валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государством мер, направленных на поддержание валютного рынка России в устойчивом состоянии. Целью валютного регулирования ЦБ РФ являются укрепление финансового положения государства, создание условий его платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие оттоку капитала за границу, привлечение иностранного капитала, поддержание устойчивости национальной валюты. [тимофеев, с.50] Ограничения доступа российского банковского сектора к отосительно дешевым европейским и американским кредитным ресурсам, сложившиеся ввиду санкций западных стран, привели к дефициту иностранной валюты на российском рынке, в связи с тем, что банки в целях погашения и обслуживания внешних долгов начали активно скупать иностранную валюту на внутреннем рынке России. Роль Центробанка переоценить в данной ситуации трудно: в целях предотвращения валютных спекуляций и негативных последствий для экономики страны резко повысил ставку рефинансирования и принял решение о переходе к плавающему курсу иностранных валют. Такое решение не может привести к экономическому росту, но позволяет сохранить финансовую систему страны, что немало важно. Введение режима плавающего валютного курса означает отказ от проведения Банком России регулярных валютных интервенций в целях воздействия на курс рубля. Политика центрального банка при плавающем курсе состоит в том, чтобы в нормальных условиях не вмешиваться в рыночные процессы и позволить курсу рубля выполнять свою роль «встроенного стабилизатора». [сайт ЦБ РФ] Центральный Банк РФ наделен функцией эффективного управления золотовалютными резервами страны. Но, выполняя данную функцию, имеет определенную степень независимости от государственных органов управления: не являясь собственником золотовалютных резервов, принимает решения по формированию их структуры и объемов. [ст.3,4] При этом формируя состав резервов, центральный банк несет определенные риски в части зависимости национальной банковской системы от стабильности валюты других стран. Говоря о роли Центрального банка РФ в современных реалиях, автор считает целесообразным отметить, что в отличие от западных стран до определенного времени влияние его политики на социально-экономиеское развитие не было приоритетным. До кризиса 2008–2009 гг. Банк России не осуществлял систематическое кредитование коммерческих банков и ограниченно выступал кредитором последней инстанции. Ставка рефинансирования была, по сути, декларативной. При этом, как показывает практика развитых стран, «для максимального развития кредитной сферы наибольшую значимость представляет регулирование процентных ставок и механизм рефинансирования». [гордиенов, с. 30] Кризис 2008-2009 гг. послужил катализатором к изменению значимости ставки рефинансирования и приданию ей реального характера в сфере кредитования коммерческих банков Банком России. Что нельзя не отнести к положительным моментом в развитии государственного управления. Это привело к тому, что только за 2015-2017 гг. ставка рефинансирования снизилась на 2 п.п., составив на конец 2017 г. ? 9%, что свидетельствует о стимулировании Центральным банком РФ экономисечкого роста, так необходимого в условиях санкций со стороны Европейского Союза и США. Также необходимо отметить, что в настоящий момент наблюдается относительная стабилизация экономической ситуации в стране, хотя многие эксперты могут с этим поспорить, и Банк России оказывыет значительное воздействие на денежно-кредитные процессы, экономику и инфляцию преимущественно посредством процентного канала (более подробного будет рассмотрен в п. 1.3 ВКР). Банк России с недавнего времени использует такой инструмент как «домашние преференции» в целях кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Центробанк выдает банкам кредиты с процентной ставкой 6,5 % при условии последующего кредитования указанного приоритетного сектора с предоставлением гарантий по кредитным портфелям Агентством кредитных гарантий. [электр.ресурс] Так, с 2017 г. в России действует программа льготного кредитования агропромышленных предприятий, предусматривающая прямое субсидирование уполномоченных банков, чтобы компенсировать им недополученные доходы при кредитовании предприятий АПК. [электр.ресурс2] Несколько лет назад Банк России начал применение такого инструмента в своей деятельности как «использование банков с государственным участием». На данный момент данная категория банков и выступает системообразующей основой российской банковской системы, включающей обширную сеть филиалов и отделений на территории РФ и, зачастую, за ее пределами, которая проводит экономическую и финансовую политику России. Системообразующие банки, такие как (Сбербанк, ВТБ и др.) концентрируют больше половины вкладов физических лиц и около половины объемов розничного кредитования и т.д. На сегодняшний день Банк России применяет систему разнообразных инструментов денежно-кредитного регулирования экономики. Можно утверждать, что в последние годы наметилась четкая тенденция к возрастанию роли Центробанка в финансовой сфере и банковском секторе, в частности. В настоящее время Центральный банк является ключевым агентом банковского сектора, регулирующий деятельность кредитных организаций, в том числе банков. Функции Центрального банка как регулятора можно разделить на два блока: функции ключевого игрока рынка (кредитор последней инстанции, источник ликвидности, регулятор процентных ставок и обязательных резервов) и функции надзора (прогнозирование системных рисков, нормативно-правовое регулирование). [утенов, с. 40] Кроме того, в настоящее время в России проводится политика по созданию из Центробанка ? мегарегулятора в финансовом секторе. Таким образом, денежно-кредитную политику, осуществляемую Центральным банком РФ, можно рассматривать как инструмент воздействия государства на хозяйственные процессы. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, це....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: